Любимые звери и птицы Татьяны Капустиной: тепло притягательной красоты (2014 Современный художник)

Русская культура имеет глубокие и давние традиции любования и воспевания мира живой природы. Преклонение перед силой и красотой живой природы, источника всего живого, отображение образов и «души» ее обитателей стало лейтмотивом искусства русских художников-анималистов XX века.

Среди петербургских художников-графиков особое место занимает Татьяна Порфирьевна Капустина (р. 1935) — выдающийся художник-анималист, иллюстратор детской книги, акварелист, мастер эстампа.

Татьяна Порфирьевна относится к тем счастливым людям, кто сумел еще в детские годы распознать свое призвание и посвятить любимому делу всю свою жизнь. Любовь Капустиной — птицы и звери, рыбы и насекомые — все, кто бегают, плавают, ползают и летают, а страсть — путешествия.

Когда десятилетнюю художницу подруга спросила: «Ты кого больше любишь?», Таня ни секунды немедля ответила: «Лошадей и собак». Подруга удивилась: «Да? А я — маму и папу!». Рассказывая об этом шесть десятков лет спустя, художница вспоминает, как покраснела тогда, поняв, что невольно обидела самых родных и любимых людей, но высказанная детским искренним сердцем любовь к «братьям меньшим» оказалась клятвой на всю жизнь. Влезть на сосну, чтобы зарисовать белку, насыпать в лесной чаще сухарей с вареньем, чтобы увидеть медведя, а потом бежать стремглав, заслышав приближающейся треск сучьев и рычание — с неизменным юмором вспоминает свои юношеские эксперименты художница.

Легкой на подъем художнице не составляло труда нераздумывая отправиться с рюкзаком и папкой в любой самый далекий край. Начало путешествиям было положено еще во время учебы в легендарной Средней художественной школе при Академии художеств СССР (1947-1955; Курская область; поселок Юкки под Ленинградом) и пленэрных практик, в годы учебы на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина (1955-1961, Златоуст, Брест, Киев). В каких только экспедициях довелось побывать художнице: с археологами в Астраханских степях (1962) и Калмыкии (1963), с зоологами на Памире (1966), с этнографами на Амуре (1983). Руководители экспедиций высоко ценили точные рисунки и чертежи и восхищались творческими работами Капустиной.

Татьяна Капустина объехала всю Россию от Петропавловска-Камчатского (1972) до Пскова (1978) и полмира Путешествия для неё не развлечение и не отдых, а всегда упорная работа и рисование: везде

и всюду она пишет этюды, изучает и делает зарисовки и наброски своих любимых зверей.

Рисование с натуры — творческое кредо художницы: оттого в ее работах достоверность облика животного, запечатление характерной пластики движений и любопытных поведенческих манер сочетается с непосредственностью живой натурной зарисовки «на лету схваченных» впечатлений. Это живое и непосредственное общение с природой и ее живым «населением» с карандашом в руках стало для Капустиной образом жизни — смыслом и целью ее лесных и охотничьих походов далеких и близких странствий.

Незабываемые страницы творчества Татьяны Капустиной связаны с полугодовым плаванием на двухпалубном круизном судне, названном в честь знаменитой советской актрисы и певицы «Любовь Орлова» (октябрь 1999 — февраль 2000). Долгое и далекое плавание началось на юге России — в Цемесской бухте Чёрного моря, проплыв через Средиземное море, судно пересекло Атлантический океан, и прошло вдоль берегов Южной Америки к острову Огненная Земля. Кульминацией путешествия стал переход через Южный полярный круг и плавание в полярном регионе — у самой Антарктиды. Все это можно было увидеть не только с борта теплохода: путешественники отправлялись на прогулки на небольших лодках между айсбергами и спускались на «берег» для визита в птичьи колонии и наблюдения тюленей и пингвинов, греющихся на «летнем» антарктическом солнце, когда любопытные пингвины безбоязненно подходили к людям. На судне художница чувствовала себя как в своей мастерской — ведь стены кают-компаний, ресторанов и холлов украшали выполненные ею акварели («Освоение Запада», «Сплав по горной реке», «Экспедиция В Африку» и др. — все 1999).

За наблюдениями животных в их естественной среде обитания, с близкого расстояния на фоне ландшафта Татьяна Капустина отправлялась в природные заповедники В Аскании-Нова Капустиной удалось вблизи наблюдать и запечатлеть в рисунках диких животных и птиц: «Антилопа Гну», «Бизониха», «Зубр», «Козерог», «Золотой фазан», «Журавли» (все 1973). В Бухарском заповеднике в Таджикистане (1980) Капустина располагалась на пастбище на складном стульчике прямо рядом с крупными домашними животными и с упоением рисовала яков и овец. При этом, правда, вспоминает Татьяна Порфирьевна, не было гарантии того, что какой-нибудь любознательный якчонок не уткнется влажным носом в свежий рисунок и не вздумает его пожевать. На Командорских островах художница рисовала в дощатом коридоре, сооруженном на столбах двухметровой высоты над лежбищем морских котиков, наблюдая сквозь щели досок жизнь мощных секачей.

Не пугают, а наоборот вдохновляют Татьяну Капустину природные стихии, воспринимаемые ею как жизнь огромного природного организма, проявление природной энергии и силы.

Многие работы с натуры, привезенные из всех этих путешествий и экспедиций, художница экспонировала

на выставках как самостоятельные произведения, другие послужили натурным материалом для автолитографий: «В заповеднике Аскани-Нова» (1978), «Лайка сибирская» (1981), «Олененок» (1982). «В заповеднике. Кулан и зебра» (1976), «Лемуры» (1987) и многие другие. Следуя традиции ленинградской школы графики, художница выполняет литографии сама, рисуя непосредственно на камне, поэтому ее работы являются автолитографиями. Рисование животного прямо на литографском камне позволяет художнице минимальными средствами — богатством фактуры и разнообразием штриха и тона — достичь художественной выразительности и живописности: пушистая фактура шерсти передается тоном, штрихами карандаша и зернистой фактурой камня, со усилением густоты тона на покрытых тонким подшерстком частях тела зверька — на лапах, мордочке, кончиках ушей («Займы». 1976).

Главным призванием Татьяны Капустиной, позволившим ей донести свою любовь к природе и животных до миллионов зрителей, стало иллюстрирование книг для детей. Середина XX века была эпохой расцвета детской книги и литературы о природе — лиричной, гуманистической и патриотичной. На сегодняшний день Татьяна Порфирьевна оформила 136 книг для детей, которые в своё время выпускались миллионными тиражами. Каждая из этих книг, наполненная рукотворными иллюстрациями, излучающими тепло души художницы, является в эпоху фотомонтажа и компьютерной графики настоящей сокровищницей.

Книгу «Про птиц» (Москва, 1985) детского писателя Геннадия Яковлевича Снегирёва (1933-2004) с нарисованными акварелью иллюстрациями Капустиной не хочется выпускать из рук. С обложки на читателя «глядит» огромными глазищами филин, который кажется вот-вот расправит крылья и улетит. В контраст на следующем развороте на ветке весело щебечут

шесть синиц — все они разные, каждая со своим характером. Виртуозное изображение птиц сочетается с ее мастерским владением Капустиной техникой акварели. Краска из-под её кисти то мягко расплывается, то имеет чёткий контур; яркий цвет вплавляется в другой, сохраняя при этом свою свежесть. Живописными мазками передана фактура оперения птиц, их важный, веселый, деловитый или легкомысленный нрав, напоенный ароматами лес.

Свободная композиция, виртуозное изображение животных и птиц — за этим кажущимся легким рисованием лежит многолетнее любовное и внимательное наблюдение и рисование обитателей полей и лесов, тундры и тайги, рек и морей, гор и пустынь, добрый юмор и воображение. Поэтому все звери на листах Капустиной получаются живыми, характерными, находящимися в пластичных и естественных позах, подчас мимолётных. Образ зверя у художницы всегда точный, не сухо-документальный, а авторский художественный, порой условный, но в то же время реалистический. А потому так веришь в изображённую художником ситуацию и сомнения не возникает в её достоверности.

Работам Капустиной с натуры свойственны непосредственность и свежесть, поиск движения зверя или птицы, передача его эмоционального состояния.В литографиях изображение животного максимально приближено к зрителю и зачастую занимает весь лист, здесь большую роль играет зрительная память и работа ее воображения, которая отражается в композиции листа или разворота. Композиция иллюстраций максимально разнообразна, часто располагается на обеих страницах разворота и органично связана с текстом.

 

Художница предпочитает изображать своих героев в окружении природы, в которой они существуют, Природная среда может быть декоративным фоном и тогда художница передает акварельными заливками его вибрацию или применяет найденный ею прием отпечатывания акварелью или литографской краской натуральных листочков разных деревьев («Лайчонок и Воробей», 1976; «Цыплята», 1992; «Совёнок», 2012).

Годы наблюдений за повадками животных позволю художнице вживаться в образ разных существ: эмоционально рассказывая о своих любимцах, художница может артистически-точным жестом изобразить вкрадчивую поступь тигра или какое движение примут лапы щенка, скрутившегося волчком в желании поймать кончик своего хвоста.

Дарование Капустиной заключается в невероятной силе любви к природе, которую она вкладывает в свою творческую деятельность. Рассматривая её станковые работы на выставках, разглядывая иллюстрации в книжках, ощущаешь как работы художницы излучают любовь и перед нами открывается светлый мир души Татьяны Порфирьевны. Она искренне и щедро делится своими впечатлениями от путешествий, пробуждает в юных читателях и их родителях чувство заботы о близких, желание быть внимательным к братьям нашим меньшим и к окружающему миру.

Работы Татьяны Капустиной — будь то акварельные этюды с натуры, станковые листы или литографии, иллюстрации или зарисовки — проникнуты личностным взглядом, наблюдательным, влюблено-восхищенным и по-матерински теплым, с добрым юмором и заботой о вечной и вместе с тем хрупкой красоте всего живого.

В этом переживании жизни живого существа и вживании в его образ запечатлевается то присущее Капустиной как истинному поклоннику природы духовное ощущение высоких гуманных целей искусства художника-анималиста. Дарить тепло своего сердца другим, оберегать своих близких и окружающих людей, беречь животных, весь живой природный мир — как никогда остро стоит сегодня эта задача перед каждым из нас, что бы грядущие поколения смогли увидеть все многоликое многообразие живого мира природы не только на картинках.

 

Альфия Подзорова, Алена Васильева

2014 Современный художник