Что такое эстамп! Статья о выставке «Печатная графика Санкт-Петербургских художников», которая проходит с 15 января по 1 февраля 2020 года в РТ ОО «Санкт-Петербургском Союзе художников»


Что такое эстамп? Очень немногие смогут ответить на этот вопрос. Если не верите – спросите у своих друзей и знакомых. Википедия же определяет Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) как произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Матрица может быть выполнена из разных материалов, что и определяет название техники эстампа – на дереве (ксилография), на металлической пластине (офорт), на линолеуме (линогравюра), на камне (литография), на бумаге (монотипия), на ткани (шелкография) и гравюра на картоне. Количество оттисков – готовых работ – на прямую зависит от материала матрицы и техники в которой выполнена гравюра. Чем выше печать и чем тверже материал матрицы, тем больше оттисков – эстампов. Например, в ксилографии можно получить несколько десятков тысяч работ с одной матрицы, тогда как в гравюре на картоне не больше десятка. Очень интересная особенность- эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора.

   Если заглянуть в историю, то можно сказать, что в Европе техники эстампа стали известны с XV века. В 1444 году изобретение Иоганном Гутенбергом в Германии печатного станка ознаменовало собой важнейший переломный момент в истории графики. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы. Однако эстамп — трудоёмкая работа, требующая не только таланта художника, но и высочайшего мастерства от исполнителя, сложных инструментов, реактивов и станков... Например, в цветной литографии для каждой краски используется отдельный камень, печать производится последовательно каждым цветом. Для получения высококачественных цветных изображений иногда применяли до 30 камней, на которых протравливались изображения азотной кислотой. Крупнейшими мастерами гравюры считаются А. Дюрер, Ж. Дюве, А. ван –Дейк, Рембрандт и другие.

   В России эстамп распространялся среди народа в очень своеобразной форме лубка. Позже, со второй половины XVII века в технике офорта работал, например, мастер-иконописец Симон Ушаков, ряд иностранных мастеров, обучавших этому искусству русских художников. Более широкое развитие офорт получил в нашей стране в XIX веке. Из многочисленных художников, работавших в офорте, назовем О. А. Кипренского, Ф. А. Бруни, Т. Г. Шевченко, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, Н. Н. Ге, С. В. Иванова, Н. Н. Герардова. Велика заслуга В. В. Матэ, воспитавшего в Академии художеств многих замечательных мастеров офорта. Офорты В. А. Серова немногочисленны, но, бесспорно, принадлежат к лучшим произведениям этой техники в русском искусстве. При Петре I работал талантливый гравер А. Зубов, создавший знаменитую панораму Петербурга (1716). В более позднее время прекрасные портреты гравировал Е. Чемесов; отличным портретистом был также Н. Уткин (среди его гравюр особенно ценными являются портреты А. С. Пушкина, А. В. Суворова). Отлично владели этой сложной техникой С. Галактионов, А. Ухтомский, К. и В. Чесские.

   Всоветском изобразительном искусстве плодотворно работали и работают художники старшего поколения, сохраняя и развивая лучшие традиции этой техники, расширяя и углубляя технические приемы. К их числу относятся И. Нивинский, В. Фалилеев, П. Шиллинговский, Е. Крутикова, Г. Верейский, Д. Кутателадзе, Л. Овсянников, М. Добров и другие. 

   В наши дни техника эстампа остается такой же актуальной. Каковы же те художественные достоинства, которые выдвигают эстамп в число наиболее важных видов современного изобразительного искусства? Прежде всего, печать придает эстампу такие особые художественные качества, такое звучание линии, пятна и цвета, какие несвойственны произведениям других видов графики. Прежде всего графика - искусство, основу которого составляет рисунок. Цвет в искусстве графики применяется более ограниченно, нежели в живописи. Основными изобразительными средствами графики являются линия, пятно, светотень. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.

   Познакомиться и самим ценить всю красоту и достоинства этого удивительного вида графики можно на выставке «Печатная графика Санкт-Петербургских художников», которая проходит с 15 января по 1 февраля 2020 года в РТ ОО «Санкт-Петербургском Союзе художников». Вы увидите все виды эстампа почти двухсот авторов.


Выставку открывал председатель секции графики - Васильев Юрий Анатольевич.

 

 В экспозиции представлены как совсем новые работы, так и классика ленинградского эстампа. Мы по праву гордимся художниками, произведения которых составляют золотой фонд советской книжной графики.

К ним несомненно относятся работы  Татьяны Порфирьевны Капустиной - советской, российской художницы, иллюстратора детской книги. Член Союза художников СССР. 1 ноября 2018 года по поручению Президента России действующий глава города Александр Беглов вручил в Смольном КАПУСТИНОЙ Татьяне Порфирьевне почетное звание "ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", как художнику, члену Общественной организации «Санкт-Петербургский Союз художников». С серебряной медалью окончила среднюю художественную школу при Институте живописи, в 1961 году — графический факультет Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где училась у профессоров Л. Ф. ОвсянниковаВ. А. Ветрогонского; одновременно занималась в мастерской книжной графики М. А. Таранова. В составе различных экспедиций побывала на Таймыре (рисовала тундру), в Средней Азии писала сайгаков и верблюдов, на Камчатке — северные моря, а также многочисленных обитателей тех мест — собак, оленей, тюленей. Побывала в Антарктике, нарисовав картины с той поездки о далеких, загадочных островах, могучих кораблях, веселых пингвинах, зеленых и снежных айсбергах.

В её работах — истории дальнего плавания, картины природы, жизнь человека как части природы. С 1959 года, когда вышла первая иллюстрированная ею книга (А. П. Чехов «Белолобый»), издано более 120 книг с рисунками Т. П. Капустиной — в том числе книги Л. Толстого, А. Чехова, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки, М. Пришвина, Б. Житкова, Г. Снегирева, К. Паустовского, В. Пановой, С. Сахарнова, Э. Сетона-Томпсона и многих других. Общий тираж иллюстрированных ею книг превышает 20 миллионов экземпляров. Работы художника Татьяны Порфирьевны Капустиной находятся в разных уголках России: от Русского музея до Комсомольска-на-Амуре, за рубежом (Болгария, Чехия, Словакия, Вьетнам, Германия) и в частных коллекциях.

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении.

 

Современное графическое искусство подразделяется на четыре основных группы: станковая графика, книжная графика, плакат, прикладная графика. Следуя этой идеи, давайте познакомимся ближе с другими экспонатами выставки.

«Нева. Вид из Кронверкской протоки.» 1984 г.

Классическая техника в резцовой гравюре с акварелью – графика  Алексеева В.Ф.

 

Индустриальная тема в автолитографии Керт Б. Б.

«Балтийский завод» 1981 г.

Идея, замысел, содержание произведения заставляют художника выбирать из множества изобразительных средств именно те, которые позволяют с наибольшей полнотой и убедительностью осуществить задуманное. Нередко художник-график отдает предпочтение какой-нибудь одной технике, глубоко и всесторонне овладевает любимым материалом. Следовательно, избранная мастером техника как нельзя лучше соответствует творческому направлению художника, его характеру и темпераменту — значит, языком этой техники он лучше всего может высказывать свои мысли.

Бытовая тематика в офортах Гавричкова А.А. «Дача». 1975г.

 

Старов В.Г.

«Сигнал Петропавловки». 1961 г. (цв. линогравюра)

Линогравюра - гравюра на линолеуме. Появилась на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолеума. Для линогравюры используется специально подготовленный линолеум, изображение вырезается резцами разной величины. Затем его покрывают валиком специальной краской и выполняют оттиск на бумаге.
Лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого; сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность работать быстро; использовать большой размер листа; цветную печать и высокая массовость привлекли к ней много мастеров печатной графики. Благодаря сравнительной простоте исполнения и большой тиражности, линогравюра стала доступна широкому кругу зрителей.

 

 

Философские работы в литографиях  Михайловой Т.С.

 

«Калейдоскоп». 2017 г.

 

Красивые исторические реконструкции и романтические темы античности в литографиях Черной Е.А.

 

«Храм Весты в Риме».2011 г.

 

Конечно, в рамках одного эссе нельзя написать про всех участников этой выставки. Прекрасно, что многие молодые художники работают в этом жанре, ищут свой стиль и создают свои работы. Каждый выражает свои чувства, свое видение этого мира. Это здорово!

   Ознакомиться со всеми работами - участниками выставки можно будет на страницах памятного каталога, который уже готовится к изданию.

Серьезные и строгие, веселые и забавные, миниатюрные и монументальные, черно-белые и цветные - все работы заслуживают вашего внимания. Давайте рассматривать, погружаться, вдохновляться работами. Ведь искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроения, чувства…

Ольхова О.В. 2020 г.