Ведь все для искусства! ...1948г-1961г.
1948 – 55 гг. Средняя Художественная Школа при институте имени Репина Академии Художеств СССР
Семь лет прошли спокойно, с возрастающими успехами. Первый класс СХШ соответствовал пятому классу общего образования и пришлось мне посидеть два года в пятом классе – очень удачно это было. Сначала было 4 девочки на 30 человек. Потом прибавилось (Катя Симонова появилась в третьем классе). Да еще сдружились со старшими и младшими на основе имен (Танюшня) и лошадей. Таня Оболенская и Лина Короткевич были организаторами утренних походов в лес за лошадьми (на школьной даче в Юкках), а Таня Ковшило обеспечивала наш подъем в 5 утра. Спасибо, подруги! Какое это было счастье – верхом, управляя каждая своим конем сооружением из недоуздка и пут. Было время – есть что вспомнить.
С преподавателями отношения взаимоуважительные. Очень мило, когда Галина Васильевна Рысина обзывала нас «кикиморами» за … причесок и небрежность в одежде – ведь все для искусства! И по инициативе моих подруг (а не парней, но они послушались) не дразнили Пал Иваныча – молодцы ребята, приятно быть вашими «однокашниками». И еще были приятности, они делали их не нарочно – просто хорошо рисовали. Преподаватели, конечно, с нас спрашивали (Котик Б.В., например, требовал семь набросков в неделю). Но известно, что учатся у товарищей. Как рисовал Юрочка Иванов! Любой пейзаж с заклепками по памяти, персонажи самые фантастические, портреты реальные, натюрморты. Порунин уже живописец, Миша Двиняринов потом прцветал как народный художник – самоучка, не афишируя свою (нашу) железную школу. Таня Ковшило – акварелист всем на зависть. Успехи других оценивали «ковшилами» - кто 1/10, а кто 8/10 «ковшилы» тянул. Ну а Боря Власов и Саша Сколозубов, что о них сказать – семейные традиции – нам за ними не угнаться. Валера Траугот был в параллельном классе, маленький и незаметный. А карикатуры делал ядовитые (я в виде лошади). Зато Глазунова мы ходили рассматривать в классы старших (на 4 года). Дети чуют правду – явно хороший живописец был, не то, что потом или сейчас.
Школу закончили наш класс просто блестяще. Три золотых медали (Таня Козлова, вроде Биба (Боря Власов) и еще кто-то, 5 серебряных (никого кроме себя не помню).
1955 – 61 гг. Графический факультет Академии Художеств.
Медаль – значит надо сдавать только по искусству (вот повезло!). За пять постановок 24 балла (за что четверка – не знаю до сих пор, Борис и Саша только по 23 балла). Прошла первым номером…
Расхвасталась – нет – благодарю провидение! Продолжение – ну прямо без перемен. Здание то же, коридоры те же (по стенам до потолка ходили мальчишки, а 30 лет спустя родители научили новых). Половина студентов – СХШатики. Традиции со времен Чистякова. Преподаватели – все творцы. Уважаемые и уважающие учеников. Не заметила, чтобы кто-то о ком-то сказал ехидное. Ученики Таранова М. А. выделялись в силу специфики. Власов и Сколозубов работали в книге со второго курса, я – с третьего (в журнале «Костер»). Такая мне везуха. Г.З. Левин (спасибо ему) повез нас на производственную практику (издательство и книжная фабрика) в Киев. А там долго и очень долго не было анималиста. А чуть пораньше на обходе В.А. Власов (спасибо ему) заметил меня и поручил своим ребятам отвести меня в наш Детгиз. Там рядом оказался «Костер», и с тех пор я там подвизаюсь, пережив нескольких любивших меня редакторов. Ю.П. Мезерницкий (телефонов тогда не было) посылал ко мне курьеров. Миша Беломиский – в Америке, говорят, процветает. С.В. Сахарнов – ну прямо свой – его книги у меня с удовольствием получались. Лелеют меня в «Костре» до сих пор. Преподавателей института я тоже должна благодарить – чувствовалась приязнь всех моих учителей, а не только В. М. Звонцова и М. А. Таранова.